Дополнительная информация, подача заявок на заочное и телефонное участие в антикварном аукционе: (812) 331-03-16, art1@auction-house.ru

Константин Маковский – Портретист Американского Бомонда

Живопись К. Е. Маковского получила известность на западном художественном рынке ещё со времён дореволюционных. Об этом часто упоминала отечественная пресса той поры; обсуждали и фантастические гонорары, которые охотно выплачивались зарубежными ценителями искусства за его полотна. О наличии значительного числа картин Маковского в частных западноевропейских и американских коллекциях напоминают ныне и тамошние аукционы (крупные и не очень), где они появляются с завидным постоянством. Но при этом не всегда говорят о том, что немалое число таких вещей было создано нашим мастером непосредственно в этих странах,- и в Старом свете, и за океаном. Память о Маковском сохранилась и в Соединённых Штатах, где он побывал в конце 1901 года. Поездка эта оказалась для него в высшей степени полезной, - пусть и не во всём удачной.  

26.10.2012

А.А. Писемский «Сумерки»

Алексея Александровича Писемского (1859–1913) называли в своё время среди самых авторитетных отечественных пейзажистов. С равной степенью мастерства он работал и в традиционных графических техниках (особенно ценились его акварели и виртуозно исполненные перовые рисунки), и в станковой живописи. Однако путь к успеху и широкому признанию складывался для него весьма непросто.
Будучи уроженцем истинной российской глубинки (с. Буй Костромской губ.), наш мастер принадлежал тем не менее к достаточно просвещённому, высококультурному роду, – из него, в частности, вышел известный писатель второй половины XIX века А.Ф. Писемский. Общее образование он получил в Костромском реальном училище; дальнейшая же его жизнь тесно связана с Петербургом и изобразительным искусством. Более десяти лет он обучается в Императорской Академии художеств (1878–1890, первые два года – в качестве вольноприходящего ученика) по классу пейзажной живописи. Его преподавателями были видные специалисты в данной области – М.К. Клодт и Ю.Ю. Клевер. От первого из них, надо полагать, и перешло в живопись А. Писемского стремление к академически чистой, точно выверенной форме, а от второго – острый рисунок и поиски декоративности в цвете и композиционном решении. Качества, как можно убедиться и на примере экспонируемого полотна, отнюдь не противоречащие друг другу.

07.09.2012

А.И. Чирков «Япония. Аллея в храм»

Художник Алексей Иннокентьевич Чирков (1865–1913) – фигура для нас и по сей день весьма загадочная. Не сохранилось ни одного подробного письменного свидетельства о его жизни и творчестве, крайне скупа в данном отношении и отечественная пресса. Это тем более странно, что, судя по сохранившимся живописным произведениям, он являлся мастером исключительно одарённым, ищущей и самобытной натурой. Остаётся только предположить, что далеко не всегда внешние обстоятельства (в том числе и причины сугубо политические) способствовали его художественной карьере.

29.08.2012

И.К. Айвазовский «Лунная ночь на море»

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) – тема для исследования и достаточно доступная, и сложная одновременно. Один из крупнейших русских живописцев и при этом – один из наиболее популярных (что далеко не одно и то же), он самой силой и значимостью своего таланта даже убеждённых оппонентов всегда заставлял говорить о себе исключительно в уважительных тонах. Здесь, однако, и таится проблема – постоянно ощущаешь риск оказаться в окружении излишне восторженных сравнений и надуманных образов, к чему и сам-то художник, к слову, вовсе не стремился. Но, как известно из опыта его современников, объяснять очевидно гениальное было тогда ещё более проблематично: столь привычные нашему уху внешне броские литературно-искусствоведческие штампы в обиход ещё не вошли, а оценивать живого классика традиционными мерками решался не каждый. Впрочем, истинным почитателям и знатокам творческого наследия этого мастера (в первую очередь отнесём сюда собирателей, галеристов, антикваров, специалистов-музейщиков) всегда и прежде всего были важны его произведения, – интерес к ним, мы знаем, не иссякал и во времена, высокому искусству вовсе не благоприятствовавшие.

29.08.2012

Новое о мастере (О.Э. Браз)

Заблуждаются те люди, которые утверждают, что антиквары являются лишь торговцами, озабоченными только прибылью. Конечно, поиск и реализация старинных раритетов – профессия. Но ещё более притягивает их само очарование искусства, выявленные вещи, их осмысление и атрибуция, поиски материалов о картине или художнике. При этом всегда ощутима готовность поделиться информацией, предоставить изображение того или иного произведения. Как, например, сошлюсь на собственные поиски картин и графики Осипа Эммануиловича Браза. Он являлся одним из выдающихся портретистов и мастеров русской живописи конца XIX – начала XX века. Родившийся в 1873 году в Одессе, художник в 1936 году скончался в Париже. Между этими двумя датами пролегли гимназия, занятия в Одесской рисовальной школе, учёба живописи за границей и в академической мастерской И.Е. Репина. Потом началось участие в выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников», преподавание, арест и ссылка на Соловки и многое другое. Обо всём этом довелось собирать сведения начиная с 1972 года. Именно в ту пору профессор ленинградского института имени Репина профессор А.Н. Савинов предложил заняться биографией почти никому неизвестного мастера. Постепенно собрав множество фактов, пришлось остановиться в растерянности. Имущество художника было конфисковано ещё в 1925 году. Музеи в ответ на запросы присылали чёрно-белые фотографии. Гримасы подступившей «перестройки» выродились в отказы ряда организаций в иллюстративном материале. Текст был – картинок не имелось. И лишь антиквары неизменно благожелательно отзывались на просьбы дать слайд, осуществить цифровую съемку и т. п. Поэтому дело, хотя и медленно, всё же шло. О нескольких произведениях мастера сообщили, когда осенью 2011 года макет издания оказался завершённым.

28.08.2012

Анатолий Зверев. Портретист поколения

Издревле на Руси в каждой деревне были свои архетипы жителей. Был в ней свой лихач, свой первый парень, свой пьяница, свой дурачок и так далее. И через сто лет в любом мегаполисе по прежнему есть свои «люди-крайности». 3 Ноября 2011 года художнику Анатолию Звереву исполнилось бы 80 лет. Этот гениальный клошар своим творчеством и жизнью на грани фола раздвинул границы души целого поколения шестидесятых.

11.03.2012

Самый знаменитый очаковец

Тихий городок примостился на самой оконечности небольшого полуострова, клином вдававшегося в воды Днепровского лимана. Суша за Очаковом недолго зеленела весенними травами. Потом ими же, ссохшимися от летней жары, шелестела нескончаемая степь. На зиму её дали покрывались мертвящей пеленой снега. А море – оно оставалось живым всегда. Нескончаемыми валами наступало на берег. Грозно шумело в бури. Ластилось теплотой в долгие летние дни. Своей зелёно-голубой гладью уносило мечты куда-то вдаль, к неизвестной и лучшей жизни.

 

18.02.2012

Николай Александрович Сергеев (По поводу двадцатипятилетия художественной деятельности)

Харьковская гимназия имеет полное право гордиться некоторыми своими воспитанниками. Из харьковской гимназии вышел знаменитый Генрих Семирадский. Питомцами харьковской гимназии считаются и наши известные талантливые пейзажисты – Сергеев и Васильковский.

17.02.2012

Константин Вещилов

Вот еще одно имя из числа российских художников предреволюционной поры, закончивших свой жизненный путь в эмиграции, – имя, бывшее когда-то на слуху у многих. Тогда, в 1910-е годы, без исторических композиций и пейзажей К. Вещилова не обходилась ни одна сколько-нибудь значимая столичная выставка, да и в состоятельных ценителях его картин и акварелей не было недостатка. Ныне художник этот изрядно подзабыт, – в крупных наших музеях вещиловские вещи встретишь крайне редко, а со времени последней отечественной публикации о его творчестве прошло без малого 100 лет. Тем более интересно было готовить эту статью – по существу, первое исследование данной темы.

16.02.2012

Живописец русского мира

Есть картины, которые дарят радость. Таким представляется произведение Аполлинария Михайловича Васнецова «Вятка. Рябовский пейзаж». Оно исполнено в 1928 году. Кажется, что природа затоплена летним солнечным светом. Что воздух словно бы настоян на бодрящем аромате хвои, прогретой земли, запахах теплых трав. Вставшее над миром тишины и покоя бездонное небо не затеняет землю, а украшает природу царственно-белым, с сероватыми тенями, кучевым облаком. Полотно, как вспоминал об этом периоде творчества сын живописца В.А. Васнецов, жизнерадостно, солнечно, воздушно. Не картина – отображённая красками добрая русская сказка.

15.02.2012

Архив публикаций