Дополнительная информация, подача заявок на заочное и телефонное участие в антикварном аукционе: (812) 331-03-16, art1@auction-house.ru

29 Авг

И.К. Айвазовский «Лунная ночь на море»

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) – тема для исследования и достаточно доступная, и сложная одновременно. Один из крупнейших русских живописцев и при этом – один из наиболее популярных (что далеко не одно и то же), он самой силой и значимостью своего таланта даже убеждённых оппонентов всегда заставлял говорить о себе исключительно в уважительных тонах. Здесь, однако, и таится проблема – постоянно ощущаешь риск оказаться в окружении излишне восторженных сравнений и надуманных образов, к чему и сам-то художник, к слову, вовсе не стремился. Но, как известно из опыта его современников, объяснять очевидно гениальное было тогда ещё более проблематично: столь привычные нашему уху внешне броские литературно-искусствоведческие штампы в обиход ещё не вошли, а оценивать живого классика традиционными мерками решался не каждый. Впрочем, истинным почитателям и знатокам творческого наследия этого мастера (в первую очередь отнесём сюда собирателей, галеристов, антикваров, специалистов-музейщиков) всегда и прежде всего были важны его произведения, – интерес к ним, мы знаем, не иссякал и во времена, высокому искусству вовсе не благоприятствовавшие.


Представленная на торги картина «Лунная ночь на море» (1887) несёт в себе все внешние признаки живописи зрелого периода творчества Айвазовского. Безукоризненная техника – всегда восхищающий у него длинный полупрозрачный лессировочный мазок (так написаны вода и небо, – а ведь мастеру уже 70!) в сочетании с эффектным пастозным письмом белилами (гребни волн и луна), мастерски расставленные световые акценты, уверенная, доведённая до автоматизма компоновка ландшафтной среды посредством нескольких пространственных планов… Такое было под силу тогда только этому художнику, – и сделано это столь естественно, просто и легко, что и объяснять не надо, что есть настоящее мастерство.
По-своему примечательно и то, что картина эта не значится в выставочных каталогах 1887–1888 годов (главными, наиболее престижными являлись тогда ежегодные Весенние академические выставки в Петербурге, непременно посещавшиеся царской семьёй и всем столичным бомондом). Обычно Айвазовский экспонировал здесь по 6–8 полотен. Помня, однако, о его исключительной творческой активности (обычно им и в старости создавался в год не один десяток станковых произведений), и исходя из высоких художественных свойств представляемой вещи, можно объяснить данную ситуацию тем, что написана она была по весьма важному частному заказу или же выполнялась в качестве презента персоне, близкой мастеру.

Владислав Толмацкий
Опубликовано в журнале Антикварное обозрение № 2 (май 2012)

 

Архив публикаций

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь