Дополнительная информация, подача заявок на заочное и телефонное участие в антикварном аукционе: (812) 331-03-16, art1@auction-house.ru

15 Фев

Живописец русского мира

Есть картины, которые дарят радость. Таким представляется произведение Аполлинария Михайловича Васнецова «Вятка. Рябовский пейзаж». Оно исполнено в 1928 году. Кажется, что природа затоплена летним солнечным светом. Что воздух словно бы настоян на бодрящем аромате хвои, прогретой земли, запахах теплых трав. Вставшее над миром тишины и покоя бездонное небо не затеняет землю, а украшает природу царственно-белым, с сероватыми тенями, кучевым облаком. Полотно, как вспоминал об этом периоде творчества сын живописца В.А. Васнецов, жизнерадостно, солнечно, воздушно. Не картина – отображённая красками добрая русская сказка.

 

Хотя мастеру в то время было уже за семьдесят (родился в 1852), но, глядя на краски этого замечательного произведения подобное трудно представить. Цвет полон напряжённой энергии. Солнце, едва миновавшее зенит, пронизывает потоками лучей море хвои. Деревья вольно, с уверенной силой раскинули свои ветки. Меж ветвей запутались потоки света. Насыщенно-зелёная на свету хвоя в тенях обретает темноту, зелёно-синие, а то и просто синие оттенки. Стволы и ветки полнятся розовато-коричневыми отблесками смолы, готовой проступить через кору. Кажется, что ветви стройных елей ощущают зной каждой зелёной хвоинкой. В результате возникает красивый и выразительный контраст холодных и тёплых тонов, игра цветовых оттенков.

Продуманная эффектность отличает композиционное решение вещи. В построении пластических масс учтены отношения «золотого сечения»: таков участок неба по отношению к плоскости леса в верхней части картины, отношение тени первого плана к плоскости освещённого пространства в глубине пейзажа. Чередование групп ёлок объединяется движением тропинки вглубь лесного массива. Глубина пространства выявляется как введением жанровых деталей (фигуры грибника с корзинкой и женщины с ребёнком вдалеке), так и учетом законов перспективы в «верхнем» силуэте композиции. Всё это приёмы, использовавшиеся автором и в других его произведениях. Уместно вспомнить более раннюю картину «Лесная тропинка. Абрамцево» (1885, ГТГ). Несмотря на изменённый формат (она продолговато-панорамная), использован мотив дорожки среди деревьев, фигуры грибника на тропинке.

Живописец с артистической свободой пользуется всем арсеналом приёмов, наработанных за долгие годы творчества. Серый тон земли обыгрывается тонами выгоревшей травы, соседствующими тёмно-синими оттенками воды в речке. Отвечает авторской манере и характер написания неба. Это особенно ощутимо при сравнении его изображения в картине с группами этюдов, демонстрируемых в залах музея-квартиры А.М. Васнецова в Москве. Автор выигрышно использует в решении общей цветовой гаммы мельчайшие участки незакрашенного холста (приём, часто применявшийся и в целом характерный для манеры художника), что рождает общее ощущение нарядной светлоты всего колорита картины.

Удары кисти, подчёркивающие светлоту или тень мазка, исполнены с учётом пластической формы изображаемой детали. Причём это как достаточно фактурные, так и временами почти «бестелесные» прикосновения – цвета на цвет по соседству или сверх ранее положенного мазка. Живописная кладка без лессировок, в традиционно свойственной автору манере «а ла прима». Разнообразно использованная техника письма передаёт и впечатление бестелесности голубых воздушных далей и плотность ковра из тянущихся вверх, переплетающихся меж собой трав возле тропинки. Живопись не только соединяет цвет с тоном, но и в целом выказывает способность изобразительно, выигрышно использовать фактуры письма. Становится понятно, что в конце 1890-х годов и позже совсем не зря ездил А.М. Васнецов в Европу. На картины зарубежных художников – как классиков, так и современников – во Франции, в Германии, в Италии он смотрел взглядом профессионала. Подражателем не стал, а приёмы пленэрной живописи освоил прочно и еще более укрепил свои знания и умение при работе с натуры в России, используя все возможности реалистического метода.

Он поехал знакомиться в чужим опытом будучи признанным художником, членом самого авторитетного творческого объединения тех лет – Товарищества передвижных художественных выставок (экспонент с 1883, принят в члены в 1888). При этом положение в искусстве Аполлинарий Михайлович Васнецов занимал уникальное. Входя в круг крупнейших мастеров отечественной живописи, он не обладал дипломом базового, систематического профессионального художественного образования. Зато имелись учителя – брат Виктор Михайлович, знаменитые живописцы – Поленов Василий Дмитриевич, Репин Илья Ефимович. Был знаком с И.И. Шишкиным и А.И. Куинджи, пользовался их советами. В ранней юности в Вятке учился рисованию у сосланного туда Э. Андриолли.

Постоянный труд, работа на натуре, самовоспитание и самообразование сделали его человеком, очень скоро вышедшим из тени своего знаменитого брата. Мастер эпического пейзажа, проникновенный лирик-живописец, он засиял в искусстве последних десятилетий XIX – начала XX века собственным светом. В 1900 году художнику присвоили звание академика Императорской Академии художеств. Картины удостоились ряда международных наград. Неслучайно именно ему доверили после умершего И.И. Левитана руководство пейзажной мастерской Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Педагогическая работа началась в 1902 году и закончилась в 1918 году, когда т. н. «левые» уволили опытного мастера-реалиста. А картины, рисунки, вещи из персональной училищной мастерской погрузили на телегу и в метель с мокрым снегом повезли к квартире живописца в Фурманном переулке. Забирай, мол, своё, отныне не нужное зародившемуся «актуальному» искусству. Нельзя не отметить, что в единстве с живописью художника стоит и его гражданская позиция. В 1913 и 1915 годах именно А.М. Васнецов организовал сбор подписей под письмом протеста художников по поводу стремления перевести Третьяковскую галерею с исторически присущей ей территории в Лаврушинском переулке в другое место. В самом конце 1920-х годов только один А.М. Васнецов не побоялся направить в правительство РСФСР и газеты письменный протест против задуманного архитекторами и властями сноса Храма Христа Спасителя. Подобная позиция, как представляется, напрямую связана с его пониманием целей и задач русского искусства, ответственности художника за свою этическую и творческую позицию. Понятно, что произведения А.М. Васнецова являются украшением крупнейших, начиная с Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, музейных собраний страны, музеев из стран СНГ, видных частных коллекций,  и высоко котируются (если оказываются там) на антикварном рынке в России и за рубежом. Ранние и более поздние картины автора приобретал П.М. Третьяков в собрание уже знаменитой галереи. Потом это же делал без него попечительский совет музея. Работы покупали богатейшие промышленники Харитоненко, Гиршманы, а также известный художник Остроухов, коллекционер фон Мекк и другие известные собиратели.

Художник, как известно, родился в Вятской губернии, в селе Рябово, где священствовал его отец. Даже переехав в Петербург, а потом окончательно в Москву А.М. Васнецов неоднократно приезжал на родину. В частности, при попытке Вятского земства издать собрание сочинений Н.В. Гоголя с иллюстрациями В.М. Васнецова, А.М.Васнецова и др. Со временем В.М. Васнецов смог на заработанные средства приобрести землю и построить дом в местности под городом Дмитровом. Дачу назвали Новое Рябово. Здесь отдыхали и старший, и младший братья с семьями. Художники делали рисунки, писали этюды и пр. Сын А.М. Васнецова – В.А. Васнецов отметил в воспоминаниях «Страницы прошлого»: «Но и днём хороши были окрестности усадьбы: большие еловые леса, березовые и осиновые перелески и живописная извилистая речка Яхрома. Леса были очень грибными…» (Ук. соч. ,1976, Л., с. 107). Можно думать, что именно грибника, речку Яхрому, соседний еловый лес и изобразил живописец. Кроме того, многие художники второй половины XIX века развивались в общественном плане в рамках уважения к естественно-научным знаниям. Они не просто живописали, а также и изучали природу. Поэтому ясно, почему вокруг елей в картине отсутствует лиственный подрост, а травы негустые. Как порода-эндемик, т. е. исторически сохранившаяся с ледникового периода, ель способна вырастать на тощих почвах, бедных органическими веществами. Это и отразил наблюдательный автор. Рисунок или акварель, этюд (В.М. Васнецова и родственников выдворили из Нового Рябова в 1918) создавался в хорошую сухую погоду. Это видно на картине. В дождливую пору у дерева ветки опускаются к земле. В сухое тёплое время ветки ели неизменно тянутся вверх, к солнцу. Это тоже деталь, которую можно заметить только на натуре и внимательным взглядом. А.М. Васнецов таким вниманием к окружающей природе обладал. Произведение можно считать исполненным позже созданного им этюда или рисунка (до 1918), но воплощённого в красках лишь в 1928 году. Вместе с тем, А.М. Васнецов с детства, при феноменальной зрительной памяти, помнил и молодые годы: вятские леса, давнее Рябово, речку Батариху и пр. Возможно, что сюжет картины отчасти сборный. Тем более, что художник в конце 1920-х годов готовился к своей большой персональной выставке. Вёл подготовку старательно, стремясь показать зрителям всё им созданное.

Эта же тенденция, традиция высокого профессионализма просматривается в позднем живописном труде замечательного мастера. Полотно «Вятка. Рябовский пейзаж» имеет размеры 103 х 89 см. Оно выполнено на холсте масляными красками. Картина написана в сложной технике, без каких-либо уступок спешке или захлестнувшему отечественную культуру в 1920-х годах непрофессионализму. Фактура отдельных мест красочной поверхности заставляет думать, что художник, добиваясь лучших результатов, производил в композиции полотна изменения, перекрытые позже другими решениями пластики и красками. Имеющиеся потёртости или мельчайшие, точечного характера утраты вдоль кромок незначительны. Это свидетельствует о прочном сцеплении красок с грунтом. Анализ красочного слоя произведения, его особенностей, используемых пигментов, приёмов ведения работы, фактуры живописи – всё с безусловностью выдаёт руку А.М. Васнецова, опытного, с годами даже не потерявшего, а увеличившего своё мастерство живописца. Материальные признаки картины не только характеризуют приёмы автора, но и соответствуют времени. Появившиеся на отдельных участках, в ходе естественного старения, микротрещины грунта и живописи отвечают «тесту» краски на произведениях А.М. Васнецова, хранящихся в музее-квартире художника в Москве, в Государственной Третьяковской галерее (при исследовании использовались микроскоп с кратностью 50 и горелка ультрафиолетовых лучей). Бесспорна и авторская подпись: «А. ВаСнецов», отвечающая известным образцам написания. Великолепное полотно, появившееся в Российском Аукционном доме – редкая и счастливая удача.

Владимир Погодин,
историк искусства

Опубликовано в журнале «Антикварное обозрение» Специальный выпуск 2011 г.

Архив публикаций

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь