Дополнительная информация, подача заявок на заочное и телефонное участие в антикварном аукционе: (812) 331-03-16, art1@auction-house.ru

свернутьразвернуть
25 апреля 2015

в 14:00

Место проведения

Санкт-Петербург

Тип

Открытый английский аукцион

Информация о торгах

Предаукционная выставка: 21-24 апреля, 12.00-19.00.
Аукцион состоится 25 апреля в 15.00
Санкт-Петербург, Невский пр., д. 28, Атриум Дома Зингера
Каталог (pdf,23.7Mb)
Заявки на участие и правила проведения аукциона

Call-center 8-800-777-57-57 (звонок по России бесплатный)
E-mail: art1@auction-house.ru

Оценка
850 000 - 950 000 руб.
Лот не продан
Категория
Букинистика и фотографии
Действия

Описание лота

«ЛЕФ». Журнал левого фронта искусств. Комплект. 7 выпусков.

Ответственный редактор В.В. Маяковский. М.–Пг.: Государственное издательство, 1923–1925. Обложки работы А. Родченко.

№ 1 март 1923–252 с., [1]. Края страниц немного потрепаны. Надрыв по корешку. №2 апрель–май 1923 – 177 с., [3]. № 3 июнь–июль 1923 – 186 с., [6]. Незначительные надрывы по краям обложки. №4 август–декабрь 1923 – 222 с., [2]. Утрата бумаги на корешке, обложка отдельно от блока. № 1 (5) 1924 – 159 с., [1]. Надрывы на корешке, утрата страниц 3–4 (уничтожены цензурой, см. описание ниже). № 2 (6) 1924 – 157 с., [1] Надрывы на корешке. №3 (7) 1925 –  143 с., [1].

«НОВЫЙ ЛЕФ». Журнал левого фронта искусств. Комплект. 22 выпуска.

Ответственный редактор В.В. Маяковский, с августа 1928 – Сергей Третьяков. М.: Государственное издательство, 1927–1928. Обложки работы А. Родченко.

№ 1 январь 1927 – 48 с., [1]. Края страниц немного потрепаны. Надрыв по корешку. Блок распадается на листы. №2 февраль 1927 – 48 с. Небольшой надрыв по корешку. № 3 март 1927 – 48 с. №4 апрель 1927 – 48 с. Небольшой надрыв по корешку. № 5 май 1927 – 48 с. № 6 июнь 1927 – 48 с. № 7 июль 1927 – 48 с. № 8–9 август–сентябрь 1927 – 88 с. Утрата бумаги на корешке, Блок распадается на тетради. № 10 октябрь 1927 – 48 с. № 11–12 ноябрь–декабрь 1927 – 72 с. Небольшой надрыв по корешку.№ 1 январь 1928 – 48 с. Небольшой надрыв по корешку. № 2 февраль 1928 – 48 с. № 3  март 1928 – 48 с. № 4 апрель 1928 – 48 с. № 5 май 1928 – 48 с. № 6 июнь 1928 – 48 с. № 7 июль 1928 – 48 с. Оторваны уголки стр. 41/42,43/44, 45/46,47/48. № 8 август 1928 – 48 с. № 9 сентябрь 1928 – 48 с. № 10 октябрь 1928 – 48 с. № 11 ноябрь 1928 – 48 с. № 12 декабрь 1928 – 48 с.

 

«ЛЕФ» (Левый фронт искусств) – творческое объединение, существовало в 1922–1928 годах в Москве, Одессе и других городах СССР. Ядро «ЛЕФа» — бывшие футуристы В.В. Маяковский (лидер объединения), Н.Н. Асеев, О.М. Брик, С.М. Третьяков, Б.А. Кушнер, Б.И. Арватов, Н.Ф. Чужак. В деятельности «ЛЕФа» также принимали участие литераторы: Б.Л. Пастернак, А.К. Гастев, А.Е. Кручёных, П.В. Незнамов, С.И. Кирсанов, В.В. Каменский, И.Г. Терентьев, М.Ю. Левидов, В.Б. Шкловский, Л.А. Кассиль, И.Э. Бабель, В. Перцов и другие; художники: А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, Л.С. Попова, В.Е. Татлин и другие.

Сотрудничали с «ЛЕФом» кинематографисты: С.М. Эйзенштейн, Л.В. Кулешов, Г.М. Козинцев, Л.З. Трауберг, Дзига Вертов, С.И. Юткевич, Э.И. Шуб и др., архитекторы: братья Веснины, А.К. Буров. В 1925 году архитекторами-членами «ЛЕФа» было основано Объединение современных архитекторов. С «ЛЕФом» сотрудничали филологи объединения ОПОЯЗ.

Основные принципы деятельности «ЛЕФа» – литература факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, социальный заказ.

Печатными органами объединения являлись журналы «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928).

В первых числах января 1923 года Маяковский подает в агитотдел ЦК РКП(б) докладную записку с просьбой разрешить выпускать журнал, где подробно излагаются цели задуманного издания. Называться журнал должен был так же, как и движение – «ЛЕФ».

Несмотря на очевидную футуристическую преемственность,  программа издания была заметным шагом вперед от футуризма. Три ее пункта ссылаются на коммунистическую идеологию, с этого и начинается ее изложение.

План «ЛЕФа» Госиздат принял 9 февраля 1923 года. Уже в марте выходит первый номер. Обложку для первого «ЛЕФа» сделал Александр Родченко, друг Маяковского, фотограф с мировым именем. Он же и был главным оформителем всех номеров «ЛЕФа» и его преемника – «Нового ЛЕФа».

Каждый номер состоял из пяти разделов: 1) Программа; 2) Практика; 3) Теория; 4) Книга; 5) Факты. Раздел теории доминировал. Основными идеями лефовских теоретиков были жизнестроение, производственное искусство, социально-полезное действие.

 Следует отметить, что заслуги Маяковского в становлении «ЛЕФа» были необычайно велики. Даже рекламой нового издания поэт занимался лично:

«Против старья озверев, – ищите «ЛЕФ».

 

Витрину оглазев, – покупайте «ЛЕФ».

 

Вечером сев, – читайте «ЛЕФ».

 

От критики старых дев – защищайте «ЛЕФ».

 

Хорошая книга! А то

 

с какой стати – стали б плохую

издавать в Госиздате»

«Против старья озверев...» – в этой сатирической строчке вылилась жажда нового – нового в жизни и искусстве, которое для Маяковского стало первой потребностью как художника. «ЛЕФ» собрал вокруг себя все передовые силы нового авангардного искусства – литераторов, художников, фотографов, сценографов.

Обложки и значительная часть иллюстраций журнала созданы Александром Родченко – одним из основоположников конструктивизма, родоначальником  дизайна и рекламы в СССР.

В № 1 за 1924 год была опубликована знаменитая статья Маяковского : «Не торгуйте Лениным». Мaяковский не возрaжaл против публичного возвеличивaния Ленинa – его возмущaли дешевaя и вульгaрнaя формa тaкого прослaвления. Нa первой стрaнице передовой стaтьи имелaсь грaфическaя иллюстрaция, воспроизводившaя одно из многих реклaмных объявлений, которыми пестрелa тогдaшняя прессa:

«Бюсты В.И. Ленинa гипсовые, пaтинировaнные, бронзовые, мрaморные, грaнитные в НАТУРАЛЬНУЮ и ДВОЙНУЮ ВЕЛИЧИНУ с оригинaлa, рaзрешенного к воспроизведению и рaспрострaнению Комиссией по увековечению пaмяти В.И. ЛЕНИНА РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА С.Д. МЕРКУЛОВА».

Дaлее следует вырaзительный комментaрий Мaяковского: «Мы против этого…. Мы нaстaивaем: – Не штaмпуйте Ленинa… Не создaвaйте культa именем человекa, всю жизнь боровшегося против всяческих культов.Не торгуйте предметaми этого культa.Не торгуйте Лениным!»

 Некоторое время спустя после нaпечaтaния тирaжa весной 1924 г., редaкционнaя стaтья, по-видимому, былa сочтенa непригодной для публичного рaспрострaнения и изъятa из нерaспродaнных экземпляров журнaлa. Однaко зaголовок стaтьи сохрaнился в оглaвлении, a в экземпляре, нaпрaвленном издaтелями в Библиотеку Ленинa в Москве, стaтья остaлaсь невырезaнной.

Первоначально журнал выходил один раз в два месяца (с такой периодичностью вышли четыре номера в 1923 году), но затем выпускался нерегулярно: в 1924 году вышло два номера, в 1925 – один, последний. Несмотря на публикацию ряда текстов, ставших классическими, журнал был закрыт из-за убыточности, так как  не публиковал произведения для массового читателя.

Однако более глубокие причины в закрытии журнала – те, что были заложены еще в теорию группы. «ЛЕФу»  не удалось объединить всех на «левом фронте искусств» – отчасти из-за того, что их было слишком много (заумники, производственники, конструктивисты, футуристы, формалисты, группа газетных работников, драмщики, теоретики искусства, создатели нового синтаксиса), отчасти из-за принципиальной невозможности выполнения этой задачи. Кроме того, некоторые идеи «ЛЕФа» порой доводились до абсурда самими участниками группировки.

В последнем номере «ЛЕФа» (№3, 1925) о закрытии журнала не было написано ни слова. Действительно, и Маяковский, и его сподвижники верили, что «ЛЕФ» еще «вгрызется» в реальность. Однако, несмотря на то, что поэт, даже будучи в путешествии по Северной Америке, все время торопил коллег с материалами для «ЛЕФа», выпуск журнала так и не возобновился.

В сентябре 1926 года Маяковский подает в отдел печати ЦК ВКП (б) и в Госиздат заявление, в котором просит содействия в издании журнала. Его задачей ставилось продолжить работу, начатую газетой «Искусство коммуны» и журналом «ЛЕФ». Фактически журнал «Новый ЛЕФ» стал выходить ежемесячно с января 1927 года. По формату это был уже не толстый журнал, а скорее, еженедельник. Теория «Нового ЛЕФа» проистекала из теории «ЛЕФа», однако и она претерпела некоторые изменения. Так, Маяковский ставил задачей «Нового ЛЕФа» использовать искусство для социалистического строительства – то есть относительно изначальных идей «ЛЕФа» о производственном искусстве был сделан шаг вперед. Согласно веяниям времени, зная о нарождающемся промышленном перевороте, он считал «сращение искусства с производством необходимым фактором индустриализации страны».

«ЛЕФ не хочет быть гегемоном в искусстве, он хочет быть равноправным в армии строителей», – писал «новобранец» «ЛЕФа», литературный критик и будущий биограф Маяковского Виктор Перцов. В отличие от «ЛЕФа», «Новый ЛЕФ» выходил регулярно. За два года было выпущено 22 номера.

В 1928 году Маяковский не только вышел из группировки, но и высказался за ее роспуск. Кроме того, он выступил на нескольких конференциях, где заявил о том, что «ЛЕФ», как направление в искусстве, себя изжил. Вскоре после него журнал покидает ряд сотрудников журнала: Брик, Кирсанов, Родченко, Асеев. Последние пять номеров «Нового ЛЕФа» выходят под редакцией Третьякова, но в конце 1928 года и он видит бесполезность существования «ЛЕФа» вне других, более крупных литературных течений.

 

Лефовские идеи оказали большое влияние на творчество многих художественных объединений 1920-х годов. «ЛЕФ» повлиял на становление и развитие мировой фотографии, кинематографа, живописи, оформительского творчества, дизайна и искусства фотомонтажа и рекламы.

Искания Родченко в области фотографии и Вертова с Эйзенштейном в области кино оказали огромное влияние на современное визуальное искусство. Монтажи Вертова, по сути, стали первыми мировыми опытами в этой области. Его практика стала отправной точкой для многих режиссеров - как прямых последователей, так и наших современников.

 

Комплект представляет собой историческую, художественную и библиографическую ценность. Редкость.

Диапазон
цены