Дополнительная информация, подача заявок на заочное и телефонное участие в антикварном аукционе: (812) 331-03-16, art1@auction-house.ru

свернутьразвернуть
07 декабря 2013

в 15:00

Место проведения

 

Тип

Открытый английский аукцион

Информация о торгах

Оценка
105 000 - 120 000 руб.
Цена продажи
126 500 руб.
Автор
Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914)
Категория
Стекло, хрусталь
Действия

Описание лота

Стекло, эмалевые краски.
Конец XIX века.
Высота 23,5 см, длина 12 см, ширина 8,5 см.
Автор Елизавета Бем,  Дятьковский хрустальный завод.

Надписи на гранях штофа:
«Здорово, стаканчики, каково поживали, меня поджидали? Пей, пей – увидишь чертей!»;
«Винушко! Ась, мое милушко? Лейся ко мне в горлышко! Хорошо, мое солнышко!»;
Напились –  подрались! Выспались – опохмелились, и помирились!»;

Автор  эскиза и росписи штофа Елизавета Меркурьевна Бём (урожденная Эндаурова) (1843–1914) – известная русская художница второй половины XIX –  начала ХХ века.

Елизавета Бём окончила Академию художеств. У художника был собственный стиль – акварели и силуэты. Любимыми натурщиками Елизаветы Меркурьевны всегда были дети. За всю свою активную творческую деятельность Елизавета Бём создала 14 силуэтных серий, более 300 сюжетов для открыток, оформила множество книг и журналов. Ее творчество было признано и на родине, и за рубежом. Работы Бём приобретали крупнейшие русские коллекционеры П. М. Третьяков и И. Е. Цветков. Большими поклонниками её искусства были императоры Александр III и Николай II.

С именем Елизаветы Бём связана одна из самых ярких страниц в развитии русского национального стиля в стекле. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Создавала рисунки для эмалей. Сама расписывала посуду и внимательно наблюдала, если росписи делал кто-то другой.

Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды с 1893 года. Случилось это после поездки в Орловскую губернию, где директором Дятьковского хрустального завода был её брат Александр. В то время стекло в художественных целях использовалось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным профессиональным художником рубежа XIX–ХХ веков, работавшим в технике росписи по стеклу.  

Наиболее популярной авторской работой Е. Бём, вошедшей в прейскурант Дятьковского завода и выпускавшейся в большом количестве, стал набор для вина, с элементами народного юмора. Художница сознательно выбрала зеленый цвет стекла, форму штофа и технику эмалевой росписи, свойственные русскому стеклу ХVIII века.

Фирменным знаком творений Бём, будь то акварели или изделия из стекла, были подписи. Автор использовала незатейливые коротенькие стихи, загадки, прибаутки, пословицы, разговаривая с народом на его языке.

Работы Бём участвовали в международных выставках – в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906),  в Чикаго (1893), в Берлине.

Диапазон
цены