Дополнительная информация, подача заявок на заочное и телефонное участие в антикварном аукционе: (812) 331-03-16, art1@auction-house.ru

08 Июн

Уникальные автографы Федора Достоевского, Владимира Путина, «поэта Ивана Бездомного» из «Мастера и Маргариты», а также редчайшие фолианты из чудом уцелевшей масонской библиотеки уйдут с молотка в Санкт-Петербурге

17 июня 2020 года Российский аукционный дом проведет свой очередной XIV аукцион «Редкие книги. Автографы. Графика».
Мероприятие состоится 17 июня в 15.00 в Российском аукционном доме, по адресу: СПб, переулок Гривцова, 5, литера В.

Предпоказ для СМИ: с 9 по 16 июня (по предварительной договоренности).
В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой аукцион РАД впервые пройдет без очных участников (только онлайн, телефонное и заочное участие).

На предстоящий аукцион выставлено 357 лотов: издания по истории, финансам, праву, искусству, художественная литература, издания для детей и книги на иностранных языках, описания стран и городов, а также автографы, гравюры, литографии, плакаты, а также коллекционные открытки и киноафиши.  Диапазон начальных цен также велик - от 1000 до 5,5 млн. рублей.

Самые интересные лоты аукциона – в разделе «Автографы». На эти торги выставлено сразу несколько уникальных автографов персон, сыгравших важную роль в мировой истории и культуре.

Автограф самого известного в мире русского писателя

Самый дорогой, и, безусловно, самый сенсационный лот предстоящего аукциона – автограф Федора Михайловича Достоевского на его книге.


Лот № 235

АВТОГРАФ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.
Достоевский, Ф.М. Записки из мертвого дома / [соч.] Ф.М. Достоевского. - 4-е изд.: [в 2 ч.]. СПб.: тип. бр. Пантелеевых, 1875.
На верхнем поле титульного листа коричневыми чернилами «От мужа, от отца, Анне, дорогой жене и дочери. Ф.Достоевский. 1 окт 1875».
Предварительная оценка 5 500 000 – 5 700 000 рублей.
8 июля 1871 года после четырёхлетнего пребывания в Европе Достоевский с семьёй вернулся в Петербург. Возвращение в Россию знаменовало наиболее благоприятный в материальном плане период жизни писателя и самый светлый период семейного счастья. Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. Эти годы жизни были очень плодотворными. Именно Анне Григорьевне и их дочери Любови адресована дарственная на книге.
Экземпляры книг Достоевского, подписанные автором, чрезвычайно редки. По имеющимся сведениям, в мире насчитывается всего около 80 подобных автографов (включая музейные собрания).
Публичных продаж автографов писателя на его собственных произведениях не зафиксировано на мировых и отечественных аукционах.
Данный автограф можно рассматривать как особо ценный, потому как «Записки» носят в целом документальный и автобиографический характер.
Представленный лот может считаться вновь выявленным единичным книжным памятником в связи с «мемориальностью» и историко-культурной ценностью, а также исключительным музейным и коллекционным значением.

________________________________________

Автограф человека, развязавшего Первую Мировую войну.


Лот № 54

 Автограф сербского террориста Драгутина «Апис» Дмитриевича, организатора Сараевского убийства Предательство Болгарии: Документальная История Болгаро-Сербской войны 1913 г. 1916 г.
На титульном листе дарственная от автора.

Предварительная оценка 5 000 – 7 000 рублей.

Драгутин Дмитриевич (кличка «Апис») до сих пор является одной из самых спорных и неоднозначных личностей в европейской истории. Одни считают его великим сербским патриотом, другие — заговорщиком, убийцей и террористом. Возглавлял южнославянскую тайную националистическую организацию «Чёрная рука», имевшую своей целью объединение различных южнославянских народов в одно государство.
Именно он спланировал роковое «Сараевское убийство» эрцгерцога Франц-Фердинанда, наследника австрийского престола 28 июня 1914 года.
Апис пригласил на роль исполнителей покушения трёх боснийских сербов-юношей. Гаврило Принцип, Неделько Габринович и Трифко Грабеч (Грабеж) были отправлены в Сараево.
Убийство эрцгерцога стало формальным поводом для начала Первой мировой войны.



________________________________________

Автограф Президента России

Лот № 149.
Автограф Владимира Владимировича Путина. 1995 год.
Свидетельство о регистрации компании и внесении в государственный реестр за подписью Владимира Путина от 16 января 1995 года.
В 1995 году действующий Президент России занимал должность председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. На тот момент все совместные предприятия регистрировались именно этим комитетом.
Документ достался нынешнему владельцу от родителей, которые и были учредителями данного СП.
Предварительная оценка - 40 000 – 50 000 рублей.
________________________________________









Лот № 261.

Автограф поэта- прототипа героя романа «Мастер и Маргарита» Ивана Бездомного.

Иван Приблудный, И. Тополь на камне.  Стихи 1923-1925. 1926.
На титульном листе дарственная автора: «Доброму нашему администратору Александру Иосифовичу Аксенову в знак признательности/ Иван Приблудный / Август 1926 / Москва».

Поэт Иван Приблудный (настоящее имя Яков Овчаренко) (1905—1937), упоминаемый в «Записных книжках» Ильфа и входивший в окружение Есенина. Считается одним из прототипов поэта Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите».

Оказывается, булгаковский «задира-поэт» имел реального прототипа. И даже фамилии их созвучны: Приблудный – Бездомный.
Приблудный имел в литературных кругах своего времени репутацию честного, добродушного человека, шутника и весельчака, балагура. Он был постоянным участником пьяных загулов Есенина, что нашло отражение в некоторых есенинских стихотворениях.
Существуют и некоторые совпадения между реальными фактами из биографии Приблудного и описанными в булгаковском романе деталями похождений Бездомного - такие, как потасовка в ресторане, в частности.
В отличии от литературного героя, в финале романа ставшего профессором и сотрудником института истории и философии, судьба поэта Приблудного сложилась печально – он был репрессирован и расстрелян в 1937 году.

Предварительная оценка 14 000 – 15 000 рублей.

________________________________________

Лоты 18-23. Запрещенные издания из масонской библиотеки

Большой удачей для организаторов торгов стала неожиданная находка – ряд редчайших масонских изданий 18-19 веков.
«К нам обратился клиент, весьма пожилой человек, из российской, что называется, глубинки. Ему по наследству досталась обширная библиотека, о содержании которой у владельца не было ни малейшего понятия – «просто ветхие книжки какие-то»…  Когда нам прислали фотографии книг, стало понятно, что их объединяет одна тематика – масонство. Как известно, после французской революции Екатерина Вторая запретила это тайное общество, и оно оставалось под запретом в России еще долгие годы, практически до начала XX века. А после революции масонов снова подвергли гонениям. Вся масонская литература подлежала уничтожению. Поэтому уцелевшие издания, как правило, являются большой редкостью», - комментирует ведущий эксперт РАД по продаже предметов искусства Светлана Честных.
__________________________________________________

Бывает так, что какой-то предмет становится символом эпохи и начинает четко ассоциироваться с историческим событием или периодом. Так, для лихих 90-х это малиновый пиджак и акции «МММ», для брежневского времени – хрусталь в горке и ондатровые шапки …
На грядущем аукционе будет представлено сразу два таких знаковых предмета: для поворотного в судьбе России 1917 года – это «керенки», а для блокады – фонарик – жучок завода «Электросила».

 Самые презренные российские деньги

– А Ванька с Катькой – в кабаке…
– У ей керенки есть в чулке!
Александр Блок. Двенадцать (1918).

________________________________________

Лот 165.

Боны. Комплект из 13 ед.
Среди прочих - [Керенка] Казначейский знак 40 рублей. Россия, 1917 год. 

«Керенки» - бумажные денежные знаки, выпуск которых был организован Временным правительством с 18 сентября 1917 года.
Своё звучное название они получили по фамилии последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского.
«Керенки» или «от кваса ярлыки» - это народное название казначейских знаков указанного образца, мало напоминающих традиционные кредитные билеты.
Название «керенки» стало нарицательным для презрительного обозначения обесценившихся, никому не нужных денежных знаков; таких, которые иногда даже лень поднимать и которые меряют «аршинами».
По мере развития гиперинфляции керенки перестали разрезать, поскольку это потеряло смысл, и расчёты осуществлялись целыми листами.
Меж тем, у керенок есть и другая причина быть знаменитым денежным знаком – в разработке их дизайна принимал участие великий русский художник Иван Билибин: орел без короны, размещенный на «керенках», был нарисован именно им.


Предварительная оценка: 3 000 – 5 000 рублей.

________________________________________

Легендарный блокадный фонарик – «жучок»

Лот № 166.
[Блокадный жучок] Карманный электродинамический фонарик. Завод «Электросила» им. С.М. Кирова. Ленинград. 1940- е гг.

Подобные фонарики были в широком обиходе в блокадном Ленинграде. За характерный жужжащий звук их прозвали «жучками».
Блокадный жучок – такой же легендарный предмет для истории блокады как санки, печь «буржуйка» и хлебные карточки.
«Жучок» не раз упоминался в литературных произведениях. Таким фонариком пользовался Михаил - главный герой трилогии «Тарантул»  Германа Матвеева   («Зелёные цепочки» , «Тайная схватка» и «Тарантул»)  о приключениях подростков, участников героической обороны Ленинграда.

 Об этом фонарике писала в своих стихах Ольга Берггольц:

«...В ту зиму по фронтам меня носило,-
по улицам, где не видать ни зги.
Но мне фонарь дала «Электросила»,
а на «Победе» сшили сапоги.

(Фонарь - пожалуй, громко, так, фонарик -
в моей ладони умещался весь.
Жужжал, как мирною весной комарик,
но лучик слал - всей тьме наперевес...)»

Каким-то чудом, фонарик дошел до наших дней совсем новым: в отличном состоянии, без следов бытования, и сохранился в оригинальной коробочке.


Предварительная оценка: 5 000 – 7 000 рублей.

________________________________________

Афиша самого успешного и знаменитого в мире советского фильма

Лот № 273.
Оригинальная французская афиша к фильму «Москва слезам не верит» , 1980 год.
Художник  Жуино Бурдюж. 160 х 120 см.



«Москва слезам не верит» — советский мелодраматический фильм режиссёра Владимира Меньшова.
Стоит отметить, что изначально фильм Меньшова и кинематографическая общественность приняла не очень хорошо. Критики ругали режиссера за неинтересную историю. Видные деятели советской кинематографии, называла ее «мелодрамкой» и «позором «Мосфильма».

Но уже в первый год проката мелодраму посмотрели миллионы зрителей. Для проката картину купили 150 стран, и везде она шла с успехом. Так, по некоторым данным, на премьере в Мадриде очередь в кинозал тянулась до самого выхода, а французские прокатчики перевели не только диалоги героев, но и слова песни «Александра».

В 1981 году был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Успех картины Меньшова за океаном был просто невероятным — зрители плакали и смеялись во время сеанса прямо в зале. Прокат ленты в США был ограничен, и местные любители кино специально просили руководство некоторых кинотеатров о дополнительных сеансах. В 1985 году Рональд Рейган посмотрел не менее восьми раз фильм «Москва слезам не верит» перед первой встречей с Михаилом Горбачёвым, пытаясь постичь «загадочную русскую душу», но так ничего и не понял. Владимир Меньшов сказал в интервью, что «буквально для того, чтобы несколько повернулись мозги, и чтобы он понял, что такое Россия, помощники этот фильм, что называется, ему «впарили». Это тоже очень, конечно, приятный момент».

Предварительная оценка 12 000 – 15 000 рублей.

________________________________________

В каталоге представлена интересная подборка театральной графики русских художников ХХ века в эмиграции : Николая Бенуа, Евгения Бермана и других мастеров.
Также в разделе графики покупатели смогут оценить и совсем недорогие (от 5000 рублей) литографии ленинградских художников 1970-80-х годов, и работы таких мэтров как Матисс и Шагал.  В отличие от их живописных работ, стоимость которых доходит до нескольких десятков миллионов долларов, произведения тиражной графики вполне доступны по цене.
Кроме того, на торгах представлена любопытная коллекция советских рекламных и агитационных плакатов 1960-70- х годов. (лоты 340-352). Рекламировали в те времена сельдь и мороженое, а агитировали – меньше пить, аккуратно стричься и хорошо воспитывать детей.

Ссылка на PDF-каталог с полным перечнем лотов

Информация об аукционе на сайте Российского аукционного дома

Архив публикаций

    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь